четверг, 7 декабря 2017 г.

Беседа 2. "Опять читать! Или проблемы детского чтения"



       До недавнего времени мы считались самой читающей нацией в мире. В нашей культуре на первом месте была духовность, что проявлялось в народном творчестве, в литературе. С раннего детства литература была не столько источником информации, сколько способом воспитания сердца и души. Сопереживая литературным героям, анализируя их поступки, мы развивали свой духовный мир, воспитывали нравственные начала. Литература была неотъемлемой частью жизни.

       Почему была? К сожалению, детей, не представляющих свою жизнь без книги сейчас все меньше. Для большинства детей чтение – тяжкая повинность, которую они пытаются избежать. Для родителей чтение – родительская мука, неприятная необходимость. Дети читают только то, что обязательно, что задано в школе. Читают для родителей, для учителя, но не для себя.

       Такое чтение из-под палки редко приносит радость ребенку, оно воспринимается только как информационное чтение, то, что несет информацию, но не затрагивает чувства. Эмоциональная, нравственная сторона произведения отходят на задний план. До них, как правило, не доходят.

       Даже поэзию подростки не хотят читать. Если раньше молодежь читала стихи о любви, писали стихи любимым. Сейчас даже лирическую поэзию читают редко. Заменяют ее рифмованными СМС-ками, различными слоганами.

       По данным социологов число постоянно читающих детей уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто не читает, возросло с 23% до 34%.

     Катастрофически уменьшается число людей, покупающих книги для чтения. Конечно, это можно связать с расширением Интернета, где « как в Греции, все есть». Но даже на электронных носителях литературу надо читать. Как ни крути, без чтения сейчас никак не проживешь. Любая профессия, так или иначе, связана с чтением. Договора, инструкции, различные деловые бумаги и пособия требуют развитого навыка чтения. Чем лучше и быстрее читает человек, тем быстрее и легче он освоит профессию, тем меньше времени он затратит на изучение материалов. Так почему же наши дети все меньше и меньше читают?

     Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, однако с уверенность можно назвать несколько причин того, почему дети не читают:

  • Родители очень мало читают детям и рано оставляют их наедине с книгой. Понятно, что взрослые заняты, устают на работе, много домашних дел и на чтение детских книг совсем не хватает сил. Хорошо, если бабушка или дедушка есть, которые могут почитать малышу. А если нет?
  • Взрослые дома мало читают, и ребенок чаще видит родителей перед телевизором. Вот по примеру родителей и сидит малышонок часами перед телевизором или монитором, хорошо еще, если мультики смотрит. Зачем себя утруждать книгой, если можно без хлопот посмотреть что-нибудь?
  • Ребенок плохо читает и, соответственно плохо понимает прочитанное. Навыки чтения недостаточно развиты, а значит чтение доставляет не удовольствие, а является испытанием на выносливость, которое дети обычно не выдерживают и отказываются читать совсем.
       Это только несколько причин нелюбви к чтению, но встречаются они в большинстве семей. И, если первые две причины исправить не всегда можно, потому что время упущено, не хочется менять свои привычки и т. д., то последняя причина исправляется довольно легко. Надо просто научить ребенка читать быстро, а интерес проснется сам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий