четверг, 7 декабря 2017 г.

Беседа 4. "Немного о технике чтения"

   
 
Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим в себя: 
  • смысловую сторону – понимание содержания; 
  • техническую сторону – скорость, правильность и выразительность. 
       В начальных классах школы технике чтения уделяется много внимания. Основные критерии определения уровня ее развития следующие: 
  • Способ чтения: слог, слог и слово, слово; 
  • Скорость; 
  • Правильность, учитывающая наличие или отсутствие: пропусков, замен, искажений; повторов слов и слогов; ошибок в окончаниях слов; ошибок ударений в словах; 
  • Понимание прочитанного материала, которое оценивается: соответствием интонации знакам препинания; умением просто ответить на вопрос, о чем только что прочитал; 
  • Выразительность чтения, которую определяет соблюдение логического ударения, пауз, интонации. 
       В конце каждого полугодия или чаще с 1-го по 4-й класс проводится проверка уровня техники чтения, во время которой учащийся в течение одной минуты читает определенный материал – слова, предложения, тексты. 
Показатели нормы следующие: 
к концу 1-го класса ребенок должен прочитать от 50 слов в минуту; 
к концу 2-го класса от 70 слов в минуту; 
к концу 3-го класса от 90 слов в минуту; 
к концу 4-го класса от 110 слов в минуту. 
Показатели нормы могут существенно отличаться в зависимости от типа учебного заведения. 

       Почему так важно научить ребенка быстро читать? Оптимальной считается скорость чтения, практически равная темпу разговорной речи, а это в среднем 120-150 слов в минуту. Если ребенку не удается достичь нормативной скорости чтения, это плохо отражается на его дальнейшей успеваемости по всем предметам. При постоянно возрастающем объеме учебных нагрузок медленное чтение вынуждает тратить множество усилий и лишнего времени на изучение содержания материала. 

     В процессе чтения развивается и совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания. А умственная работоспособность зависит в первую очередь от этих двух показателей. Поэтому процесс интеллектуального развития также зависит от скорости чтения. 

            Навык беглого чтения должен быть сформирован в начальных классах школы, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы дети читали осознанно, правильно и выразительно. 

       Основные причины медленной скорости чтения: 
  • Низкий уровень оперативной памяти 
  • Низкий уровень концентрации внимания, отсутствие усидчивости 
  • Недостаточная практика 
  • Низкий объем оперативного поля зрения 
  • Ограниченный словарный запас 
  • Наличие регрессии – возвратных движений глаз 
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция 
  • Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранности общей способности к обучению 
  • Отсутствие интереса к процессу чтения 
        В зависимости от того, что является основной причиной низкой скорости чтения, определяется способ решения проблемы, подбирается наиболее подходящая и эффективная в данном случае методика для того, чтобы научить ребенка быстро читать. 

     Эффективные способы обучения ребенка быстрому чтению: 


1. Решаем проблемы с оперативной памятью 
Низкий уровень оперативной памяти значительно влияет на скорость и осознанность чтения. Прочитав 3-4 слова в предложении, первое слово ребенок уже забывает и уловить общий смысл не может. Развить оперативную память помогут зрительные диктанты, разработанные харьковским профессором И. Т. Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительных диктантов состоит из 6-ти предложений с постепенным наращиванием длины слов. Открывая по одному предложению, ребенку нужно дать некоторое время на его прочтение про себя и запоминание содержания. После чего запись убирается, а ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь. Затем запоминается и записывается следующее предложение. Такие диктанты необходимо писать ежедневно в течение месяца.


2.  Решаем проблемы с концентрацией внимания 
При низком уровне концентрации внимания и отсутствии усидчивости необходимо заинтересовать ребенка, изменив форму обучения. 
Полезно проводить следующие упражнения: 
  • Взрослый читает вслух небольшой текст, затем просит прочитать его ребенка. Следует следить, чтобы ребенок не додумывал окончания слов, а читал их точно. Под контролем он будет стараться внимательно прочитывать каждое слово, придерживаясь заданного взрослым темпа; 
  • Родителям следует постоянно писать ребенку коротенькие записки, составлять списки с поручениями, делать письменные описания местонахождения каких-либо сюрпризов. Это сделает чтение необходимым условием для повседневной жизни; 
  • Несколько раз в день можно читать по 5 минут методом «жужжащего» чтения, когда взрослый и ребенок читают одновременно вслух со средней громкостью разные тексты, каждый со своей скоростью; 
  • Очень эффективно для улучшения техники чтения смотреть диафильмы, в которых красочные картинки сопровождаются коротенькими текстами с достаточно простыми предложениями. Это не утомляет, вызывает интерес, позволяет лучше понять содержание текстов. Фильмоскоп иметь совершенно не обязательно, лучшие диафильмы советских времен можно легко посмотреть в интернете; 
  • На открытой странице книги поручите ребенку найти определенное слово, затем следующее слово или словосочетание. Это способствует более быстрому переходу от слогового чтения к чтению целыми словами. Несколько позже нужно учиться искать в тексте ответы на заданные вопросы. 
          Техника параллельного чтения предусматривает чтение взрослым вслух какого-либо текста с одновременным прослеживанием содержания ребенком. Одинаковые тексты должны быть написаны на 2-х листках, один из которых лежит перед взрослым, а другой – перед ребенком, который молча водит по строчкам пальцем или карандашом. Взрослый может читать текст в разном темпе, а по окончанию спросить ребенка, заметил ли он смену скорости и где именно. 



           Частота занятий – залог успеха. 

При тренировке техники быстрого чтения более важна не длительность, а частота проведения упражнений. Это связано с особенностями памяти человека – мы лучше запоминаем не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что то появляется, то исчезает, создавая раздражение. Поэтому домашнюю тренировку в чтении нужно проводить в 3-4 непродолжительных приема.


3. Решаем проблемы с объемом оперативного зрения: 
     Расширить объем оперативного поля зрения можно с помощью таблиц Шульте, которые представляют собой квадрат размером 25Х25 см, расчерченный на 25-30 одинаковых ячеек. В каждую ячейку в произвольном порядке вписываются цифры от 1 до 25-30. Ребенок должен молча находить цифры по порядку, указывая на них карандашом. 


     Более сложным вариантом является написание в ячейках небольшого квадрата с крупной точкой ровно по центру всех букв алфавита. В данном случае задача ребенка – не отрывая взгляда от точки находить и указывать карандашом буквы в алфавитном порядке. 

4. Пополняем словарный запас ребенка. 

Для того, чтобы словарный запас соответствовал возрасту, нужно своевременно заниматься развитием речи ребенка, с самого раннего возраста читать ему разнообразные книги, больше общаться и играть с ним в развивающие игры, разъяснять значение незнакомых слов. Это поможет научить ребенка быстро читать без особых усилий. 

5. Боремся с регрессией. 

Если у ребенка присутствуют регрессии – возвратные движения глаз, вынуждающие несколько раз прочитывать одно и то же слово, нужно отрабатывать технику быстрого чтения с помощью закладки или небольшого листка бумаги. Ими взрослый сразу же закрывает каждое прочитанное слово, благодаря чему ребенок постепенно привыкает читать правильно и наращивает скорость. 

6. Развиваем артикуляционный аппарат. 

Для развития артикуляционного аппарата и улучшения качества дикции рекомендуется читать скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки быстро и медленно, громко и шепотом, обращая основное внимание на четкость произношения и тщательное проговаривание окончаний слов, а не на скорость чтения. 

7. Решаем проблему дислексии. 

Дислексия считается серьезным нарушением, при ее диагностировании необходимы регулярные занятия с логопедом. 
Консультация специалиста необходима ребенку 6-8 лет в следующих случаях: 
- Он плохо воспроизводит и различает звуки речи 
- С трудом запоминает даже очень короткие стихи 
- Путает порядок следования дней недели, времен года 
- Не может правильно повторить подряд 4 цифры в прямом порядке и 3 цифры в обратном порядке 
- Не может правильно воспроизвести серию хлопков в ладоши с короткими и длинными интервалами 
- С трудом ориентируется в пространственных понятиях право/лево 
- Не умеет завязывать шнурки и застегивать мелкие пуговицы 
- Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок 

Предрасположенность к дислексии имеют следующие группы детей: 

- Выраженные левши, скрытые левши, амбидекстеры – одинаково владеющие и правой и левой рукой; 
- Кинестетики, воспринимающие ощущения через тактильные прикосновения, в отличие от визуалов, лучше воспринимающих информацию через зрение и аудиалов, лучше запоминающих что-либо на слух; 
- Дети, имеющие синдромы дефицита внимания или гиперактивности; 
- Дети с задержкой развития устной речи. 

8. Воспитываем интерес к книгам. 


Основным мотивирующим фактором для улучшения качества и скорости чтения является интерес к книгам. Взрослым нужно с самого раннего детства каждый день читать ребёнку детскую литературу, соответствующую возрасту и общему развитию.


         Только ежедневное самостоятельное чтение в младшем школьном возрасте помогает нормализовать темп и понимание прочитанного. Поэтому для того, чтобы научить ребенка быстро читать, нужно постоянно предлагать ему книги с увлекательными, соответствующими его интересам сюжетами, с красивыми иллюстрациями.